Дистанционная розничная продажа табачной и никотиносодержащей продукции, а также кальянов и устройств не осуществляется
В 11 выпуске журнала "Big Smoke Magazine" наша редакция взяла интервью у основателя табачного консалтингового агентства - Евгения Федотова.
Евгений, несколько лет назад ты со своей командой открыл первое в России табачное консалтинговое агентство. Расскажи, какие конкретно услуги оказывает компания и с какими запросами к вам могут обратиться клиенты?
Начну с конца — обратиться, по факту, могут с чем угодно. Я не преувеличиваю. У нас на сайте есть огромный прайс-лист типовых услуг, которые мы оказываем на потоке. Получение лицензий и акцизных марок, импорт любых товаров под ключ, проведение лабораторных исследований, оформление деклараций, оформление легальных упаковок, разработка брендов и продуктов. Фактически, что угодно, что может понадобиться участникам рынка.
Если компания не найдет нужную услугу в списке — к нам можно обратиться, как к терапевту. Рассказать о своей уникальной проблеме, и мы превратим ее в уникальный проект, индивидуально под клиента. К слову, тысячи вопросов каждый год мы решаем даже бесплатно — люди звонят нам в офис, и часто мы за пять минут даем им решение, которое они искали иногда месяцами.
Расскажи о самых интересных кейсах, которые вы решали и для каких компаний.
Интересных кейсов много, но рассказать о них что-то конкретное я чаще всего не могу — NDA. Хотя в прошлом году, например, к нам обратилась крупная международная компания с производством в Азии, чтобы мы с нуля разработали им рецептуру вкусов, подобрали сырье и посчитали себестоимость нового табака для кальяна, который должен быть сделан по «русской» технологии. К нам обратились еще на этапе идеи, то есть мы участвовали во всех этапах — было круто и очень интересно, получился комплексный и масштабный проект. В 2024 году этот табак выйдет на международный рынок.
Кроме того, в 2023 вступил в силу ГОСТ на бестабачные смеси — один из наших крупных GR-проектов. Этот ГОСТ мы разработали и внедрили вместе вместе с крупными игроками рынка. Он устанавливает требования к концентрации никотина, и мы сделали эти требования в согласии с производителями, а не как обычно у нас делает государство: просто запретить или снизить уровень никотина. А в 2024 году мы уже заканчиваем разработку ГОСТа на табак для кальяна при участии двух крупнейших компаний российского рынка. В обозримом будущем это поможет сохранить категорию от глобальных изменений — например, от запрета ароматизаторов.
Еще из публичного — с разрешения клиентов мы открыли раздел на сайте, где показываем, с кем работаем. Там почти все сегменты: производители и импортеры табака и никотинсодержащей продукции, магазины, оптовики, кальянные, поставщики производственного оборудования. Наши двери открыты для всех.
С нового года повысилась стоимость акциза на табак (8%) и на ЭСДН (110%). По твоему мнению, на сколько эти повышения повлияют на рынок? Рынок станет более белым?
Прежде всего, нас ждет серьезное испытание. Мы уже видим, что часть игроков на рынке ЭСДН готовы легализоваться, и делают это быстрым темпом. Другая часть пытается сохранить нелегальный рынок. Третья — перестраивает бизнес и уходит в соседние категории: стики, табак для кальяна и так далее. Глобально — да, рынок обелится. Но нужно понимать, что в главной степени за счет усиления государственного контроля и целого комплекса мер, а не просто из-за повышения акциза. Тут еще и обязательная маркировка, сотни и тысячи проверок, лицензии и так далее.
С 1 марта табачные лицензии стоимостью 9,5 млн рублей станут обязательными. Это коснется только производителей?
Нет, это также коснется импортеров, экспортеров и магазинов беспошлинной торговли. Для этих видов деятельности тоже нужна лицензия. Для опта и розницы по нашим прогнозам лицензии могут ввести в 2025-2027 годах, аналогично индустрии алкоголя. Кроме того, хотя лицензий для опта и розницы еще нет, этих сегментов уже сейчас коснутся определенные изменения. В частности — опт и розница больше не смогут торговать табачным и никотиновым сырьем, потому что для этого нужна лицензия. Также при закупке товара напрямую у производителя или импортера, необходимо будет проверять, есть ли у него лицензия на такой вид деятельности. В противном случае — ответственность ложится и на закупщика товара.
Все ли компании могут себе позволить такую лицензию или скоро количество брендов на полках уменьшится? Ждать ли конечным потребителям еще одно повышение цен в этом году?
Количество брендов определенно уменьшится. Останутся в основном те, кто готов получить лицензию и работать легально, потому что контроль становится всё серьезнее. Повышение цен, в свою очередь, возможно, но не только за счет появления на рынке лицензий. Как мы уже говорили, в этом году серьезно вырос акциз на жидкости, и кроме того — все ждут введения минимальных цен, которые будут действовать на всю цепочку оборота.
Количество проверок от органов власти в табачных магазинах и в кальянных возросло. За что чаще всего штрафуют магазины и кальянные? Что владельцам нужно проверить у себя в первую очередь?
Это правда, только за последний квартал прошлого года завели больше 4 тысяч дел за нарушения правил продажи табачной и никотинсодержащей продукции. Чаще всего это открытая выкладка, продажа несовершеннолетним, продажа товара с нарушениями, дистанционная торговля. К самым частым нарушениям в товаре сейчас относятся неправильные или отсутствующие декларации о соответствии, неправильная упаковка, превышение концентрации никотина. Помимо очевидной рекомендации внимательно прочитать №15-ФЗ и наш телеграмм канал я хочу обратить внимание на то, что товар, который нарушает закон — это ответственность и магазина тоже. Проверяйте продукцию, которую закупаете: точно ли соблюдены требования к упаковке, есть ли специальные марки и коды Data Matrix, соблюдены ли ограничения по содержанию никотина.
Кальянных касается примерно тот же список: товар, с которым они работают, должен быть маркированным, акцизным и вообще во всем оформленным легально. Работа с легальным товаром в целом «удивительным» образом снижает большинство рисков для любого участника оборота.
Кальян или вейп, за кем будущее?
За обоими сразу. Да, было бы острее выбрать кого-то одного, но я поясню свой выбор.
Во-первых, исследования Fedotov Group показывают, что большой процент потребителей сейчас используют сразу несколько продуктов параллельно. Кальяны, ЭСДН, жевательный табак. И я говорю не о переходе с одного продукта на другой, а именно попеременное использование.
Во-вторых, нужно выделить роль кальянных лаунжей для развития рынка. Все-таки именно лаунжи двигают индустрию кальянов: люди часто приходят туда с друзьями и используют кальян как социальный инструмент общения. А вейп — это совсем про другое, никто не собирается целой компанией, чтобы попарить одну электронку. Кальяны и ЭСДН всё-таки слишком разные, чтобы просто взять и заменить друг друга целиком.
Читай печатную версию "Big Smoke Magazine" абсолютно бесплатно!
Комментарии