Дистанционная розничная продажа табачной и никотиносодержащей продукции, а также кальянов и устройств не осуществляется

Интервью с Евгением Федотовым (Fedotov Group)

"Big Smoke Magazine" - бесплатный специализированный журнал, посвященный кальянной индустрии.

В 11 выпуске журнала "Big Smoke Magazine" наша редакция взяла интервью у основателя табачного консалтингового агентства - Евгения Федотова.

Интервью Евгения Федотова для Big Smoke Magazine

Евгений, несколько лет назад ты со своей командой открыл первое в России табачное консалтинговое агентство. Расскажи, какие конкретно услуги оказывает компания и с какими запросами к вам могут обратиться клиенты?

Начну с конца — обратиться, по факту, могут с чем угодно. Я не преувеличиваю. У нас на сайте есть огромный прайс-лист типовых услуг, которые мы оказываем на потоке. Получение лицензий и акцизных марок, импорт любых товаров под ключ, проведение лабораторных исследований, оформление деклараций, оформление легальных упаковок, разработка брендов и продуктов. Фактически, что угодно, что может понадобиться участникам рынка.
Если компания не найдет нужную услугу в списке — к нам можно обратиться, как к терапевту. Рассказать о своей уникальной проблеме, и мы превратим ее в уникальный проект, индивидуально под клиента. К слову, тысячи вопросов каждый год мы решаем даже бесплатно — люди звонят нам в офис, и часто мы за пять минут даем им решение, которое они искали иногда месяцами. 

Расскажи о самых интересных кейсах, которые вы решали и для каких компаний.

Интересных кейсов много, но рассказать о них что-то конкретное я чаще всего не могу — NDA. Хотя в прошлом году, например, к нам обратилась крупная международная компания с производством в Азии, чтобы мы с нуля разработали им рецептуру вкусов, подобрали сырье и посчитали себестоимость нового табака для кальяна, который должен быть сделан по «русской» технологии. К нам обратились еще на этапе идеи, то есть мы участвовали во всех этапах — было круто и очень интересно, получился комплексный и масштабный проект. В 2024 году этот табак выйдет на международный рынок.
Кроме того, в 2023 вступил в силу ГОСТ на бестабачные смеси — один из наших крупных GR-проектов. Этот ГОСТ мы разработали и внедрили вместе вместе с крупными игроками рынка. Он устанавливает требования к концентрации никотина, и мы сделали эти требования в согласии с производителями, а не как обычно у нас делает государство: просто запретить или снизить уровень никотина. А в 2024 году мы уже заканчиваем разработку ГОСТа на табак для кальяна при участии двух крупнейших компаний российского рынка. В обозримом будущем это поможет сохранить категорию от глобальных изменений — например, от запрета ароматизаторов. 
Еще из публичного — с разрешения клиентов мы открыли раздел на сайте, где показываем, с кем работаем. Там почти все сегменты: производители и импортеры табака и никотинсодержащей продукции, магазины, оптовики, кальянные, поставщики производственного оборудования. Наши двери открыты для всех. 

Новости января

С нового года повысилась стоимость акциза на табак (8%) и на ЭСДН (110%). По твоему мнению, на сколько эти повышения повлияют на рынок? Рынок станет более белым?
 
Прежде всего, нас ждет серьезное испытание. Мы уже видим, что часть игроков на рынке ЭСДН готовы легализоваться, и делают это быстрым темпом. Другая часть пытается сохранить нелегальный рынок. Третья — перестраивает бизнес и уходит в соседние категории: стики, табак для кальяна и так далее. Глобально — да, рынок обелится. Но нужно понимать, что в главной степени за счет усиления государственного контроля и целого комплекса мер, а не просто из-за повышения акциза. Тут еще и обязательная маркировка, сотни и тысячи проверок, лицензии и так далее.

С 1 марта табачные лицензии стоимостью 9,5 млн рублей станут обязательными. Это коснется только производителей? 
 
Нет, это также коснется импортеров, экспортеров и магазинов беспошлинной торговли. Для этих видов деятельности тоже нужна лицензия. Для опта и розницы по нашим прогнозам лицензии могут ввести в 2025-2027 годах, аналогично индустрии алкоголя. Кроме того, хотя лицензий для опта и розницы еще нет, этих сегментов уже сейчас коснутся определенные изменения. В частности — опт и розница больше не смогут торговать табачным и никотиновым сырьем, потому что для этого нужна лицензия. Также при закупке товара напрямую у производителя или импортера, необходимо будет проверять, есть ли у него лицензия на такой вид деятельности. В противном случае — ответственность ложится и на закупщика товара.

Интервью для Евгения Федотова для Big Smoke Magazine

Все ли компании могут себе позволить такую лицензию или скоро количество брендов на полках уменьшится? Ждать ли конечным потребителям еще одно повышение цен в этом году?
 
Количество брендов определенно уменьшится. Останутся в основном те, кто готов получить лицензию и работать легально, потому что контроль становится всё серьезнее. Повышение цен, в свою очередь, возможно, но не только за счет появления на рынке лицензий. Как мы уже говорили, в этом году серьезно вырос акциз на жидкости, и кроме того — все ждут введения минимальных цен, которые будут действовать на всю цепочку оборота.

Количество проверок от органов власти в табачных магазинах и в кальянных возросло. За что чаще всего штрафуют магазины и кальянные? Что владельцам нужно проверить у себя в первую очередь?
 
Это правда, только за последний квартал прошлого года завели больше 4 тысяч дел за нарушения правил продажи табачной и никотинсодержащей продукции. Чаще всего это открытая выкладка, продажа несовершеннолетним, продажа товара с нарушениями, дистанционная торговля. К самым частым нарушениям в товаре сейчас относятся неправильные или отсутствующие декларации о соответствии, неправильная упаковка, превышение концентрации никотина. Помимо очевидной рекомендации внимательно прочитать №15-ФЗ и наш телеграмм канал я хочу обратить внимание на то, что товар, который нарушает закон — это ответственность и магазина тоже. Проверяйте продукцию, которую закупаете: точно ли соблюдены требования к упаковке, есть ли специальные марки и коды Data Matrix, соблюдены ли ограничения по содержанию никотина. 
Кальянных касается примерно тот же список: товар, с которым они работают, должен быть маркированным, акцизным и вообще во всем оформленным легально.  Работа с легальным товаром в целом «удивительным» образом снижает большинство рисков для любого участника оборота.

Кальян или вейп, за кем будущее?
 
За обоими сразу. Да, было бы острее выбрать кого-то одного, но я поясню свой выбор.
Во-первых, исследования Fedotov Group показывают, что большой процент потребителей сейчас используют сразу несколько продуктов параллельно. Кальяны, ЭСДН, жевательный табак. И я говорю не о переходе с одного продукта на другой, а именно попеременное использование.
Во-вторых, нужно выделить роль кальянных лаунжей для развития рынка. Все-таки именно лаунжи двигают индустрию кальянов: люди часто приходят туда с друзьями и используют кальян как социальный инструмент общения. А вейп — это совсем про другое, никто не собирается целой компанией, чтобы попарить одну электронку. Кальяны и ЭСДН всё-таки слишком разные, чтобы просто взять и заменить друг друга целиком. 


Также в номере:
Барвиха Lounge - заведение месяца по версии "Гид Big Smoke" (читать статью);
Консалтинг от Fedotov Group (читать статью);

Читай печатную версию "Big Smoke Magazine" абсолютно бесплатно!


Следи за новостями в нашем telegram-канале!

05.02.2024